2016-04-05

otkaznik1: (seattle)
2016-04-05 12:07 am

В Берлине

Третий день ходим и ездим по Берлину и в голове крутится достоевское словечко "умышленный город". Словечко подходит, хотя и совсем не в том смысле, который  ФМД имел в голове относительно Петербурга. В другом смысле, а все же умышленный. Здесь умышленность совсем другая, восходящая, как представляется к чудовищной истории этого места в 20-м веке. Наверное кто-нибудь знает нечто похожее в других местах, я не знаю. Наложение изолированности, сингулярности всего города на его внутреннюю разделенность сквозит из всех проулков. Это хорошо видно, когда едешь с экскурсией по городу и переезжаешь из Восточного в Западный Берлин и обратно. Видно, как  отличается лицо города по одну и другую сторону границы. Немцы продолжают стирать грань, очерченную Стеной, но думаю потребуется еще не одно десятилетие, чтобы она исчезла.
Мы живем рядом с check point Charlie, артефактом и символом ушедшей страшненькой истории. Если есть такая сущность как национальное сознание, то я не завидую национальному сознанию немцев. Травма ими испытанная, если перекладывать на человеческие категории, способна изувечить личность, если вообще не убить ее. 
otkaznik1: (seattle)
2016-04-05 08:51 am

В Берлине

Вспоминаю философствования Быкова по поводу того, что немецкая культура умерла вместе с Третьим райхом. Когда впервые услышал от него эту сентенцию, отмахнулся как от большинства его благоглупостей. А теперь вот думаю, что-то в этом есть. Только все же не умерла она буквально, а претерпела некое радикальное перерождение. Больше всего мне кажется подходящей аналогия с леченым алкоголиком. Все встреченные мной бывшие алкоголики испытывали постоянное чувство вины легко прочитываемое в их тоскливом взгляде. Даже те из них, кто казалось бы полностью излечился, навсегда теряли былой задор и агрессивность, если таковая была им свойственна в доалкоголический период. В остальном же лечeные алкоголики народ миролюбивый, безопасный и в каком-то смысле надежный, но творческое начало в них как правило убито начисто. Если продлить аналогию, то в отличие от немцев россиянское общество от своего алкоголизма лечиться решительно отказывается, продолжает пьяный загул, неизбежно ведущий к гибели. Все же избавление от недуга при всех издержках выглядит лучше, я считаю.