otkaznik1: (Default)
[personal profile] otkaznik1

150 годовщина упразднения рабства на Руси совпала с интересными событиями в мусульманском мире, для понимания которых было бы полезно вспомнить пост-историю освобождения крепостных. Убежден, что есть работы историков, связывающие октябрьский переворот 17-го года с годом 1861-м. Следуя европейским стереотипам, страна двигалась в сторону демократизации и при этом выплеснула в демос огромную массу людей с рабским сознанием. Формальная демократия, опиравшаяся на них, не могла не породить тирании. Что и произошло. Историческая схема, в которой революция, низвержение тиранического порядка вследствие возмущения народных масс, в дальнейшем быстро приводит к установлению тирании, хорошо известна. Только после многих качаний между тиранией того или иного сорта и относительно соблюдаемой формально правовой структурой выстраиваются институты, способные поддерживать равновесие демократических устройств. Происходящее сейчас на Ближнем Востоке напоминает движение от тирании к демократизации, но при этом сознание людей сохраняет рабское сознание, типичное для тираний. Разрушение нынешних диктаторских и автократических режимов быстро приведет к установлению тираний нового типа, как это было в Иране. И сам Иран проходит очередную фазу исторического возвратно-поступательного движения. Теократическая диктатура естественным образом вызвала неудовольствие масс и, видимо, будет снесена и вскоре заменена тиранией иного свойства. То же ждет  арабские страны этого региона. Проблема для мира в том, что становление новых режимов будет происходить при доминирующем влиянии исламского фундаментализма, который будет укрепляться на плечах демократизации. Такая вот загогулина.

Date: 2011-02-20 05:02 pm (UTC)
From: [identity profile] alicebrown.livejournal.com
Сказочку про рабское сознание придумали в ВКП(б), ее радостно подхватила интеллигенция, не без помощи которой сказку продолжали рассказывать и дальше, во времена КПСС. И вот дожила она до наших дней. Всем голову заморочил до того, что даже попытки не делается понять что же на самом деле было с сознанием.

Уж простите, за столь резкий комментарий!

Date: 2011-02-20 05:07 pm (UTC)
From: [identity profile] otkaznik.livejournal.com
Полагаете, что освободившийся раб с получением свободы меняет свое отношение к окружающему миру?

Date: 2011-02-20 05:13 pm (UTC)
From: [identity profile] alicebrown.livejournal.com
Конечно, меняет. Среди рабов, знаете ли, тоже были умные люди. Я понимаю, что это может показаться странным и даже неприятным, но так было. Я уже не говорю о том, что к 1917 году в Российской империи, даже в центральной ее части, уже входило в жизнь третье поколение родившееся после отмены крепостного права.

И потом. В эту схему не вписываются два моих прадеда крестьянина Рязанской губернии.

Кстати, большая часть российских текстильных магнатов происходили от крепостных.

Date: 2011-02-20 05:21 pm (UTC)
From: [identity profile] otkaznik.livejournal.com
Не стану спорить. Кроме собственных наблюдений и размышлений, у меня нет убедительных доказательств, а примеры из жизни друзей и родственников ничего не доказывают. Кроме того в данном контексте этот спорный момент играет второстепенную роль.

Date: 2011-02-20 06:25 pm (UTC)
From: [identity profile] otkaznik.livejournal.com
Дополнительный комментарий о сохранении рабского сознания. Недавно посмотрел шоу Соловьева с Прохановым и Ерофеевым про сталинизм. Отмечаю сокрушительное поражение Ерофеева. Прозвучали оценки того, что сторонников сталинизма в стране свыше 50%.
Edited Date: 2011-02-20 06:26 pm (UTC)

Date: 2011-02-20 06:49 pm (UTC)
From: [identity profile] alicebrown.livejournal.com
Семьдесят лет советской власти даром не прошли. Ни для кого. Я куда более зашоренный человек, чем обе мои бабушки, дочери тех самых прадедов, о которых я уже упоминала здесь.

Впрочем, это долгий и трудный разговор, вести который можно только если осознать, что российское общество накануне 1917 года не тождественно тому, что мы имеем сейчас.

Date: 2011-02-20 06:52 pm (UTC)
From: [identity profile] otkaznik.livejournal.com
Советская власть не была импортирована с Марса.

Date: 2011-02-20 06:56 pm (UTC)
From: [identity profile] alicebrown.livejournal.com
Конечно, не с Марса и даже не с Юпитера. Но это не отменяет того, о чем я написала.
Если не понимать, что общество в Российской империи было другим, то не стоит рассуждать о рабстве.

Date: 2011-02-20 08:26 pm (UTC)
From: [identity profile] otkaznik.livejournal.com
Строго говоря, о рабстве можно рассуждать безотносительно к Российской империи, поскольку это понятие ею не исчерпывается. То, что общество было другим, сомнений не вызывает. Важно установить относящиеся к делу инварианты. Повторяю, я не обладаю необходимым твердым знанием, а довольствуюсь догадками и ограниченными наблюдениями. Впрочем, как и Вы.

Date: 2011-02-20 08:32 pm (UTC)
From: [identity profile] alicebrown.livejournal.com
Но начали-то с Российской империи рассуждать о рабстве, а не вообще.
Я не ограничиваюсь догадками, а тем более наблюдениями. То, что я за последние два года узнала о состоянии образования в империи я не могу считать ни догадками, ни чем-то подобным. Я же работала и с архивными материалами, и с теми, что тогда были доступны всем. Потому я взяла на себя смелость написать то, что написала.

Date: 2011-02-26 04:40 am (UTC)
From: [identity profile] odna-na-ldine.livejournal.com
- Полагаете, что освободившийся раб с получением свободы меняет свое отношение к окружающему миру?
- Конечно, меняет[...]



Жаль, нескользко поздновато я, как обычно, подтянулась в эту дискуссию - но, всё же, интересно было бы узнать: почему вы считаете, что с получением внешней свободы раб (не стоит понимать этот термин слишком узко и буквально. Речь идёт не только о канувшей в Лету форме рабства, как владения человекоимуществом.) изменяет своё мировоззрение.

Я с вами не согласна, но мне дискуссия (любая, эта - в т. ч.) интересна, прежде всего, как возможность узнать мнение оппонента и его обоснования, аргументы, а не спор с целью (нереальной) переубедить его / доказать его несостоятельность.

А здесь, вот, каждый мнение своё высказал, а доводы - "зажилил" ;)

Date: 2011-02-26 07:11 am (UTC)
From: [identity profile] alicebrown.livejournal.com
Если, действительно, интересно, то посмотрите у меня в журнале. Я там даю ответ на интересующий Вас вопрос.

Date: 2011-02-23 03:15 am (UTC)
From: [identity profile] nedosionist.livejournal.com
Зависит от формы деепричастия. :) Раб освобожденный - может быть, и нет; а освободившийся - наверняка.

Profile

otkaznik1: (Default)
otkaznik1

June 2020

S M T W T F S
 123456
789 10111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 29th, 2026 05:21 pm
Powered by Dreamwidth Studios