(no subject)
Aug. 20th, 2019 05:44 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Недавно я посмотрел документальный фильм, посвещенный 100-летию Н.П.Федоренко, директора ЦЭМИ (Центрального Экономико-Математического Ин-та АН СССР), в котором я имел удовольствие проработать 16 лет.
ЦЭМИ был создан для разработки новой системы управления экономикой СССР на основе математических методов. Магистральным направлением была разработка СОФЭ – системы оптимального управления (социалистической) экономикой. Тем самым само понятие оптимизации было поставлено во главу угла. Как мы знаем из этой затеи ничего не вышло и социалистическая экономика, не дав себя оптимизировать, благополучно умерла. Это был пример неудачной реализации оптимизационной схемы для решения задачи управления. У меня есть собственный опыт подобного рода неудачи, хотя наша задача была неизмеримо меньшего масштаба. Тем не менее, я думаю, что в основе неудачи лежит одна причина – присутствие человеческого фактора. Не удержусь от общего наблюдения: именно присутствие человеческого фактора не позволяет (пока, sic!) экономике стать наукой.
Мой последний проект был как раз связан с попыткой реализовать оптимизационную модель как инструмент управления производственными активами. Результат был негативный, т.е. при том, что модель удалость построить, но внедрить ее не получилось. Дело уперлось в сопротивление со стороны менеджеров компании воспринять рекомендации оптимизационной схемы. Их сопротивление носит отчасти субъективный, отчасти объективный характер. Субъективно они имеют собственный опыт и представления о прекрасном. Объективно они вписаны в существующую общую схему работы индустрии, созданную и поддерживаемую за пределами их полномочий. Их «волюнтаризм» выхолостил саму идею оптимизации, и в конечном итоге они вернулись к своему эмпирическому подходу, выкинув за ненадобностью оптимизационные благоглупости.
Я думаю, что сама идея оптимизация по-прежнему имеет глубокий смысл. Трудности реализации оптимизационных моделей в управлении можно преодолевать путем инкорпорации в них того самого человечeского фактора, который нам мешает. Для этой цели может оказаться полезным мультиагентный подход. Насколько я понимаю, суть этого подхода состоит в следующем. Оставаясь в рамках оптимизационной схемы – мы по-прежнему ищем оптимальное в некотором смысле управленческое решение -- , мы формируем саму оптимизационную модель с учетом требований участников производственного процесса. Т.е., вместо того, чтобы отдать формирование параметров оптимизационной задачи на волю какого-то контролирующего, вышестоящего органа, мы устраиваем некий диалог заинтересованных лиц. В результате такого диалога возникают главные элементы задачи – целевая функция и ограничения. И уже после этого мы преходим к ее решению теми или другими известными методами.